Какие дизайнерские тренды плохо приживаются в России?
Модные тренды в дизайне – это база для производителей отделочных материалов, мебели и декоративных аксессуаров. Дизайнеры всего мира, демонстрируя свои творческие проекты в современных журналах, интернет-площадках и интерьерных выставках, ориентируются на основные характеристики современных дизайнерских стилей. Но не все стилевые тренды приживаются в российской действительности.
Тренды 70-х в интерьерном дизайне, в том числе и дизайне одежды, западные дизайнеры называют самыми стильными в истории моды и дизайна и очень часто вдохновляются этим модным десятилетием, но наши отечественные интерьеры плохо воспринимают тренды из прошлого. Чем это объяснить?
Российские люди имеют другой менталитет, ряд ассоциаций, специфику жилфонда, а также иную экономическую ситуацию. Что касается 70-х, для нашего человека это время дефицита и «серого» проживания, когда почти вся масса населения жила на одном материальном уровне, имея одинаковые квартиры, одинаковую мебель и носили одинаковую одежду. Поэтому к различной атрибутике 70-х годов россияне относятся с большим скептицизмом. Лишь только молодое поколение, не жившее в ту эпоху, благосклонно относятся к ретро-трендам. Поколение, жившее в эту эпоху в сознательном возрасте, предпочли бы забыть особенности советской жизни.
Бохо-шик, как родственная эстетика хиппи, держит позиции не один десяток лет и входит в десятку самых модных стилей в дизайне интерьера. Но и этот стиль не прижился в российском интерьере: различные находки на блошиных рынках, винтажные вещи и предметы рециклинга для стиля Бохо – это возможность красиво стареть и в своих чудачествах стремиться к совершенству, что делает это направление, созвучным главным тенденциям в мировом дизайне.
Причудливая пестрота Бохо, позволяющая смешивать различные стили, индивидуальное пространство с его бесполезными чудачествам, «пожилыми» поношенными предметами декора и оригинальность во всём – это пылесборники для умеренного российского человека, которого забавляют и удивляют причуды Бохо-стиля.
Тёмные стены и пол, достаточно мрачные для русского человека и заодно визуально «съедающие» пространство, со скрипом приживаются в интерьерах российского дизайна. Жилплощадь наших людей несравнима с европейской недвижимостью. Более того, наш климат с его недостатков естественного освещения требует иного подхода к цветовому решению в дизайне интерьера.
В наших российских широтах с теплом встретили уютный скандинавский стиль и сдержанный стиль минимализм, наделившие наши скромное жилое пространство светом, теплом и хотя бы визуальным простором. Мы готовы отнестись к тёмным цветам благосклонно, но осторожно – красить целую стену в тёмные тона синего, бордового или изумруднгого цветов согласится не каждый россиянин. Что уж говорить о чёрных фасадах, которые в таком фаворе в европейском дизайне?! Не маловажен и тот факт, что россияне привыкли делать на долгие годы, поэтому мы привыкли относиться к цветовым экспериментам с осторожностью.
Слишком энергичный, смелый, эпатажный Мемфис никак не понят русским человеком. Шутливая ирония этого стиля с его ломаной геометрией, нестандартными цветовыми сочетаниями, нарочитым китчем, странным дурачеством и дизайнерскими экспериментами не находит отклик в душе серьёзного русского человека.
В наших российских интерьерах, даже самых продвинутых, не часто встретишь даже отдельные объекты в стиле Мемфис.
Дизайнерские объекты с эпатажем и юмором, присущие не только интерьеру в стиле Мэмфис, но и экстравагантному интерьеру постмодернизма, также любят европейцы, не опасающиеся быть легкомысленными и несолидными, что не скажешь россиянах, стремящиеся быть во всём солидными и серьёзными людьми.
Это стиль также не прижился в российских интерьерах. Наши граждане считают его легкомысленным или слишком творческим.
Ковры на стенах в советских квартирах для россиянина были признаком достатка и благополучия; ковры надо было беречь, поэтому их клали не только под ноги, но и вешали на стены, что создавало дополнительную звуко- и теплоизоляцию. Кроме прочего, ими можно было прикрыть неровности и замаскировать потёртости.
В наше время стало модно вновь вешать на стены ковры ручной работы и гобелены, которые можно определить в категорию арт-объектов или даже произведений искусства. Но в современный интерьер российского человека ковры, безжалостно высмеянные и отторгнутые, не вернулись – слишком долго они висели в наше непростое и тяжёлое не только в советское, но и постсоветское время. Даже современные гобелены никак не приживутся в наших интерьерах – очередной пылесборник и грустное воспоминание о прошлом. Не прижился и тренд укладки ковров на пол внахлёст, что сейчас модно в западных интерьерах.
Этно-стили, равно как и собственные народные мотивы не пользуются популярностью на российской почве. Кроме того, этнические мотивы, как правило, лишены статусных элементов роскоши, которые характерны для российских заказчиков интерьерного дизайна.
Наше российское подсознание и культура напрямую влияют на наше восприятие дизайна интерьера, но если взглянуть на мировые тренды под другим углом и, раздвинув границы своих познаний, можно увидеть много привлекательного и для нашего интерьера.
Тенденции российского интерьерного дизайна отличаются практичностью, нейтральностью во всём и понятной концепцией всего стилевого решения. Смотреть все новинки интересно, удивительно и даже нравится, но «поселить» такое у себя, как правило, страшно. Для более смелых российских заказчиков это не проблема – любой эксперимент можно адаптировать под наш менталитет и российскую действительность.